Здравствуйте, Уважаемые читатели! В данном разделе Мы проведем небольшую юридическую консультацию. В нашем государстве часто нарушаются права Потребителей, и это является одной из немаловажных проблем, сталкиваемых в повседневной жизни наших граждан. Зачастую многие граждане не имея доступ к юридическим материалам или от не знания определенных законов, не могут защитить свои права и законные интересы.
Наглядным примером является то, что при возврате товара ненадлежащего качества, либо надлежащего качества для обмена на другой аналогичный товар, то Продавцы не удовлетворяют данное требование, ссылаясь на банальную небольшую вывеску, которая весит практически на всех витринах, что «Проданный товар обмену и возврату не подлежит».
Во многом сами же продавцы не знают своих обязанностей. Почти  у  большинства продавцов отсутствуют чековые аппараты, многие не соблюдают условия хранения определенных видов товара.   
      Согласно статье 4 закона КР «О защите прав потребителей»  Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество и количество которого соответствуют договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель), обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Потребитель оплачивает только фактически полученное им количество товара (работы, услуг). 
         Cогласно ст. 17 Закона КР «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;   
- соразмерного уменьшения покупной цены;замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;                         
- расторжения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, возвратив продавцу товар ненадлежащего качества.
      При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Требования потребителя рассматриваются при предъявлении потребителем товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, - технического паспорта или иного заменяющего его документа. Требуйте выдачи чека, чтобы в дальнейшем в случае необходимости доказать, что товар был приобретен именно у данного продавца.
Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя), в месте нахождения потребителя доставка и возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель), обязан возместить расходы потребителю, связанные с доставкой и возвратом указанных товаров. В отношении технически сложных товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом-шестом настоящего пункта, подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Перечень таких товаров утверждается Правительством Кыргызской Республики.
      Потребитель вправе предъявить установленные статьей 17 настоящего Закона требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в течение шести месяцев со дня передачи их потребителю, а в отношении недвижимого имущества - в течение не более двух лет со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
     Согласно ст. 19 настоящего закона, недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, в течение двадцати дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара. В отношении товаров длительного пользования изготовитель (продавец), обязан при предъявлении потребителем указанного требования в семидневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Кыргызской Республики. В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного товара, на которые установлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новое комплектующее изделие или составную часть основного товара исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.           
Замена товара ненадлежащего качества. Согласно ст. 20 в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель), обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.   
При отсутствии у продавца (изготовителя), необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования, продавец (изготовитель), должны заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. По требованию потребителя продавец (изготовитель), обязаны безвозмездно предоставить потребителю с доставкой во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет.  Для районов сезонного завоза товаров требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по заявлению потребителя в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, при отсутствии у продавца (изготовителя), необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.     
              Право потребителя на обмен товара надлежащего качества. Согласно ст. 24 настоящего закона, потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек или кассовый чек, выданный потребителю вместе с проданным указанным товаром.         
Вот здесь-то и потребители часто сталкиваются с этой проблемой, многие продавцы на отрез отказываются обменивать надлежащий товар, ссылаясь на то, что «Проданный товар обмену и возврату не подлежит», ссылаясь на Закон «О защите прав потребителей», а именно на данную статью требуйте обмена или возврата уплаченную сумму за товар.        Существует перечень непродовольственных товаров,  надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату на аналогичный товар, это такие как:
          1. Изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.
          2. Сложно-технические товары, имеющие гарантийный срок.
          3. Чулочно-носочные изделия, перчатки.
          4. Постельное белье, белье для новорожденных.
          5. Мерный товар: ткани, тюль, ковровые изделия и т.д.
          6. Парфюмерно-косметические товары.
          7. Синтетические моющие средства (жидкие).
          8. Товары бытовой химии в стеклянной, пластмассовой и аэрозольной упаковке.
          9. Канцелярские товары: тушь, чернила, краски, лаки, масла, разбавители для художественной живописи.
          10. Фотопленка, фотобумага, фотореактивы.
          11. Предметы личной гигиены.
          12.Мебель.
          13. Изделия из натурального меха. ( утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 октября 1998 года N 667)
    Данные товары не подлежат обмену и возврату, а все же остальные подлежат обмену и возврату. Законы есть, просто обратите на них внимание и заставьте их работать, защищайте свои права и законные интересы, но не забывайте и про свои обязанности.